"В белом - весь спектр цвета и света". Галина Врублевская.

Белый медведь в период сокращения ледового покрова Арктики PDF Печать E-mail

Глобальные изменения климата особенно сильно проявляются в Арктике. В последние 15 лет происходит неуклонное сокращение ледового покрова Северного Ледовитого океана. Год 2007 стал рекордным за всю историю научного мониторинга климата (более 150 лет) – общая площадь ледового покрытия Арктического океанского бассейна сократилась до 4,13 млн. км2 (на 16/09/2007). Для периода с 1979 по 2000 г. среднее значение площади льдов в сентябре составило 6,74 млн. км2. В Чукотском секторе Арктики эта тенденция привела к тому, что в сентябре 2007 г. лед отступил на север за 82° С.Ш., то есть – более чем на 1000 км севернее склона континентального шельфа. Шельфовая зона – наиболее биологически продуктивная акватория, и в ней находятся оптимальные охотничьи угодья белого медведя. Такое значительное сокращение ледового покрова ставит белых медведей в экстремальные условия, вынуждая напрягать видовые адаптационные способности. В открытом море белый медведь жить не может. Когда льды исчезают, белый медведь вынужден высаживаться на сушу или уходить с отступающими льдами к полюсу.

 

Ежегодное полное очищение ото льда на длительный период в Чукотском и Восточно-Сибирском морях приводит к периодическому разделению Чукотско-Аляскинской популяции как минимум на четыре сезонно изолированные группы. Часть медведей высаживается с исчезающих ледовых полей на остров Врангеля, часть – на северное побережье Чукотки, часть – на берег Аляски, а часть уходит с отступающими льдами на север в Центральный Арктический бассейн. Численное соотношение между этими группировками зависит от ледовой ситуации в конкретном сезоне.

Наблюдения последних лет показывают, что среди выходящих летом-осенью на сушу белых медведей пропорция истощенных и недокормленных зверей составляет 7-15%. Примерно такой же процент истощенных белых медведей мы регистрировали на маргинальных (мелкобитых, исчезающих) ледовых полях в южных акваториях.

Вся имеющаяся на сегодняшний день информация указывает, что происходит целый ряд явлений, оказывающих на белых медведей неблагоприятное воздействие. Нарушается временной режим репродуктивного цикла медведей – сроки залегания самок в родовые берлоги смещаются на более поздние, больше самок вынуждены устраивать берлоги на дрейфующих льдах. Медведи чаще оказываются в открытом море, чаще вынуждены проплывать большие расстояния, чаще попадают в шторм, чаще и на более продолжительные периоды вынуждены голодать в результате потери ледовых охотничьих местообитаний. Уход со льдами в Центральную Арктику и приполюсные районы неизбежно повлечет за собой изменение традиционных границ географических популяций, вызывает глобальное (в масштабах всей Арктики) перераспределение медведей. При этом в Чукотско-Аляскинском секторе Арктики все негативные факторы, связанные с глобальным потеплением, действуют на белых медведей сильнее, чем например, в Канадском секторе. Ежегодный вынужденный выход значительной части популяции на сушу приводит не только к голоданию белых медведей, но увеличивает количество встреч с человеком, и, следовательно, риск гибели от пули браконьера или в результате так называемого «вынужденного отстрела» при возникновении конфликтный ситуации.

Все данные указывают на то, что Чукотско-Аляскинская популяция находится сейчас в угнетенном состоянии. Появление значительного (по сравнению с периодами ледового оптимума) количества белых медведей на берегу говорит не об увеличении их численности, а, наоборот, о том, что популяция испытывает значительный стресс. В этих условиях, необходимо усиление мер охраны белого медведя, существенной частью которой должно быть предотвращение браконьерства, эффективное предупреждение конфликтных встреч с человеком и территориальная охрана прибрежных районов суши, которые в данных условиях играют роль рефугиумов для переживания белыми медведями безледных периодов. Необходимо юридическое повышение охранного статуса белого медведя - перевод вида в более высокую категорию Красной Книги. При этом, Чукотско-Аляскинская популяция, в силу комплексного воздействия экологических и антропогенных факторов, оказалась в особенно угрожаемом положении.

Опасения, что белый медведь, как вид по естественным причинам может не пережить период Глобального Потепления мне представляются не обоснованными. В течение своей эволюционной истории этот вид неоднократно испытывал и переживал длительные периоды потеплений в межледниковые эпохи, когда температура в Арктике была выше и льды сокращались сильнее, чем в наше время. Например, в период так называемого «климатического оптимума», наступившего после окончания последнего (Вюрмско-Зырянского) оледенения и длившегося с 8 до 4,6 тыс лет до нашего времени, среднегодовая температура в Европе была на 2-3° выше, арктические льды по площади вдвое меньше, а уровень моря на 3 м выше, чем в настоящее время. Белый медведь благополучно пережил тот период.

Наши современные знания биологии и эволюционной истории белого медведя убеждают, что этот вид обладает очень высоким адаптационным потенциалом и в состоянии пережить период потепления. Уникальность данного периода в том, что стало слишком велико присутствие и влияние деятельности человека в Арктике. А это требует от нас особой бережности в отношении природы Арктики и белого медведя, как одного из наиболее уязвимых к антропогенному воздействию вида

Информация получена с сайта «Медвежий патруль» http://umkypatrol.ru